repost Мобилизованная нация. Германия 1939-1945
Эпиграф от АА: когда своей жизни нет, начинают лезть в чужие.
(c) Lilia Kim
https://www.facebook.com/100005749663918/posts/pfbid02x7qNxgj81f6B2XrJ9Qx4V5Ywix3YNv8fuEuNF7ebvQ3xmHNNSR7yioiqULw59Rrrl/
Обещанное саммари книги «Мобилизованная нация. Германия 1939-1945» - над которой Николас Старгардт, профессор истории в Оксфорде, работал более 20 лет собирая и анализируя нарративы простых немцев – как совершенно обычные люди объясняли себе происходящее. Благодаря какой внутренней речи о себе, других и мире стала возможна такая невероятная мобилизация всей нации. Что режим не создал – а точно уловил, сфокусировал и направил отношение, настоения и жажду реванша.
Глава за главой, очень аргументированно и занудно – Старгардт доказывает что было именно так, а не наоборот. Не было никакой «оболваненнной нации» - была тяжело переживающая свое унижение нация, выбравшая идеологию и лидера, выражавших свой народ. Только так стала возможна настолько беспрецендентная мобилизация всех сил этого самого народа. Что такой массовой истовой самоотдачи невозможно было бы добиться от НЕ фанатиков веры и цели. Поэтому что бы ни утверждали разные после разгрома – что не было массово фашистов внутри, были одни социал-демократы и беспартийные, подавленные внутренними репрессиями – это ложь.
Сделала я это саммари услышав, что продажи всех книг на русском страшно упали, а эта показала вертикальный взлёт. Сделала – и решила не публиковать, чтобы не триггерить.
Передумала же услышав как Екатерина Шульман объясняет почему параллели между происходящим сейчас и Германией во второй мировой – совсем не верны. Что сравнивать вообще затруднительно, но уж изо всех сил натягивать – то «это еще не Г****р, это ещё кайзер Вильгельм», что условный «Г-р» явится позже – когда российские подростки бума рождаемости 2004-2014 достаточно подрастут в кислоте поражения, унижения и отвержения. Вот тогда миф о «великой России, получившей нож в спину» получит шанс объединить достаточно молодой и злой крови, по сравнению с которой дряхлая клептократия покажется ещё очень ничего.
И вот с этой точки зрения – книга действительн маст хэв.
➡Введение в книге очень важно – там автор подробно разъясняет, что мобилизация нации началась не в 1939, а после поражения в первой мировой, кульминацией которого стала «брюквенная зима». Даже после поражения Германии - британский флот продолжал держать блокаду, чтобы не дать восстановить промышленность Германии. Это спровоцировало голод.
Тогда сформировалась история, что негодные соседи ненавидят и хотят уничтожить нацию, которая их превосходит во всем.
И что «гниение» нации началось не сразу с масштабного уничтожения евреев – а с ползучего тихого уничтожения инвалидов и «трудных подростков» внутри Германии – сначала обычные немцы, очень религиозные, научились не замечать это, несмотря на все протесты церкви. Тренировка не видеть, что рядом с ними медленно убивают инвалидов – морят голодом, работой, переводят в невыносимые условия – проложила рельсы для последующего игнорирования круглосуточного дыма из печей в концлагерях и составов с измождёнными людьми, которые туда шли.
➡Часть 1: Отражая нападение.
О горячей поддержке действий Гитлера по поддержке судетских немцев – и вообще всех немцев, подвергшихся притеснениям во время и после первой мировой. Подробные истории как собирались фотоальбомы типа «Документов о зверствах поляков», где Геббельс тщательно собрал все, что смогли найти. В документе 1939 года – говорилось о 5800 жертвах, а в 1940 уже про «58 000 замученных немцев» - и уже даже после войны люди продолжали уверенно повторять про «60 тыс. убитых поляками немцев».
Люди объясняли себе тотальную войну как необходимую – как единственный способ выживания германской нации, окруженной врагами снаружи и заражённой вредителями внутри. Все лишения ради освобождения и очищения – окрашивались религиозным восторгом необходимого самопожертвования. Им же окрашивалась необходимость создавать слепые пятна на всем, что культура вины не может себе простить – как-то целеправленное уничтожение инвалидов или евреев.
Он приводит цитаты из писем – повторяющийся рефрен, что тотальная война это война «отцов и сыновей» - когда сыновья идут сражаться туда же, где сражались их отцы, с теми же врагами.
➡Часть 2. Хозяева Европы.
Здесь в дневниках, письмах, разговорах – передается ощущение триумфа. Немецкие солдаты и офицеры в элегантной форме хорошо проводят время в уличных кафе Франции, ходят на экскурсии. Огромное количество эротической переписки – и запросов перевести срочно ещё денег из дома. Немцы покупают во Франции предметы роскоши, закупают продукты у фермеров в Дании. Радуются, что женщины предпочитают их местным.
Внутри Германии ширится и крепнет слепое пятно, что много кто улучшает свой быт за счет отнятого у евреев. Теперь в том, как люди объясняют это сам себе - это уже это не тотальная война, чтобы выжить – а освобождение соседей от разлагающего влияния, плюс искупление вины за порожденный Германией марксизм. Что не только все хорошее – а и плесень разъедающую Европу породили тоже немцы.
Немцы видят себя освободителями, несущим европейским соседям новый золотой век.
➡Часть 3. Тень 1812 года
В СССР немцы встречают первое серьезное сопротивление. В транслируемой внутренней речи – очень бросается в глаза разница в отношении – насколько одни и те же солдаты по-разному относятся к захваченным европейским странам - и советским гражданам. При переходе советской границы те же немецкие солдаты и офицеры начинают транслируют один бесконечный расчеловечивающий нарратив. Бесконечно везде и во всем находя «свидетельства», что они цивилизованные люди – а русские отвратительные дикари. Даже форма ложки видится и объясняется как доказательство «почему это должно быть сделано».
Однако расчеловечевание противника – неизбежно приводит к саморасчеловечиванию. От объяснения своих действий необходимым крестовым походом против дикарей – внутренняя речь участников становится все более и более безумной. Начинается обратка – что если раньше они свои победы объясняли волей божьей, то теперь поражения так же начинают ею объяснятся.
➡Часть 4. В тупике
Здесь подробно описывается как начался поворот – от ощущения триумфа к «страху божьему». Чтто простые люди все чаще начинают пугаться – а вдруг их постигнет кара за то, как они поступили с инвалидами? Сначала это чуть-чуть – сомнения отдельных пасторов.
Но по мере нарастания тупика – этот страх начинает разрастаться и переходить в другой вопрос «а что если это наказание за то как мы поступили с евреями?».
➡Части 5 и 6 Бомбежки и возмездие – Полный разгром
Автор очень подробно описывает переход от вопроса «а что если мы плохо поступили?» - к убеждению, что разгром случился потому что они так плохо поступили с теми, о ком должны были заботиться как христиане – и с евреями.
Однако это не несёт раскаяния за содеянное – автор подробно описывает, как постепенно в частных разговорах переходит переход от чувства вины за уничтожение евреев – к жалости к себе под бомбежками.
Как простые немцы довольно быстро переходят от вины «это за то, что мы так поступили с евреями» - к гораздо более эмоционально трагичному восприятию себя как жертв бомбардировок Дрездена и других немецких городов. И начинают объяснять войну как свою национальную трагедию. Как акт их уничтожения. Как Германия была побеждена и растерзана соседями. И во многих случаях – упиваться стоицизмом.
➡Заключение. Переход через пропасть.
Здесь автор рассказывает как провалилась американская инициатива выдавать продовольственные талоны только тем, кто сходил на экскурсию в концлагерь. Как очень быстро укоренилось убеждение, что у фашистов в Германии было «на самом деле» очень мало сторонников – буквально все поголовно были социалистами или не интересовались политикой. Что простые немцы – такие же жертвы фашисткого режима, как и все остальные его жертвы. И что они пострадали дважды – и от своего режима, и от победителей, наказавших за действия режима всех немцев, хотя они «совсем не поддерживали».
И этот новый миф мгновенно стал новой мантрой.
В комментариях ссылка на книгу на Литресе. Всем, кто интересуется как работает нарратив – это действительно – очень-очень важная книга.
-----Там очень очень много деталей как работал Геббельс
Как он именно искал нарратив, чтобы развить
Ну и забавных тоже
Например, что для агиток перед киносеансами он говорил снимать французских военнопленных - потому что они выглядели несчастными и давали немецкому зрителю чувство удовлетворения
А британцы «со своими самодовольными, невозмутимыми мордами» нет 😎
-----
By AA:
когда я общаюсь с теми, кто за Спец Операцию and beyond, я осознаю, что и тут "Не было никакой «оболваненнной СМИ нации»", как думает большинство "на Западе".
СМИ РФ и правящая верхушка РФ просто выдают "чаяния и верования нации".
А чтобы понять, что действительно "не всё так однозначно с точностью до наоборот", нужно обладать немного другими качествами сознания и понимания реальности, чем, в среднем, у "хомо советикус".
Да, я не обеляю Украину, там своего дерьма валом...
чего хотя бы стоит
- олигарх, продававший какую-то херь Ирану, чтобы потом оно же возвращалосьи убивало украинцев.
- постоянные и глупые обвинения Израиля (раз за разом),
- "прекрасный" имидж, сделанный беженцами - "рогулями с Украины" в Европе /Израилю не привыкать, тут подобного контингента и так валом, и без 80000 новоприбывших с конца февраля из которых 55000 с Украины/.
Но это "мухи отдельно, котлеты отдельно"
- действия Украины рассматриваем отдельно от действий РФ.